Сайт старшего воспитателя Зубковой Ольги Михайловны
Патриотическое воспитание дошкольников на современном этапе развития общества«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Л.Н.Толстой Что такое патриотизм? Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мир, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Здесь начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей как у граждан и патриотов своей малой Родины необходимо начинать с ознакомления с ближайшим окружением, родным городом, национальными, культурно - историческими традициями своего народа. Самое существенное в воспитании нравственных и патриотических чувств – это непосредственное их проявление в реальных практических поступках, повседневной жизни. Занимаясь воспитанием детей, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей. Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеем потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека. Работа по нравственно-патриотическому воспитанию включает следующие направления: - формирование представлений: знакомство детей с народными традициями и промыслами; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с доступными пониманию детей историческими событиями; расширение представлений о природе, городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); формирование элементарных знаний о правах человека и т.д. - воспитание патриотических чувств: воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу; формирование бережного отношения к природе; воспитание уважения к труду; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; формирование толерантного отношения к представителям других национальностей. Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни. Прежде чем, ребенок начинает воспринимать себя как гражданина, личность, ему нужно помочь в осознании собственного «Я». Своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо, понятно. Чувство любви к Родине, нравственного отношения к окружающим, формируется постепенно. На каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках предстают перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем родного детского сада; в более старшем возрасте – мир родного края и, наконец, мир родной отчизны – России. Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт, методику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и таким образом формируем любовь к малой и большой Родине. Центральным звеном социализации является воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, людям, которые сопровождают ребенка в первые годы жизни, к родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. Знакомство с городом, с Родиной должно происходить постепенно, в соответствии с возрастом. Результатом постоянной, планомерной работы является ребенок, осознающий себя гражданином, не только в современном, но и в историческом пространстве своей страны. Он любит и с уважением относится к своей Родине, семье, сверстникам. Хочет сделать жизнь лучше, достойнее, красивее. Является носителем еще формирующейся, но весьма устойчивой системы ценностей. Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, воспитатель обязан сам хорошо знать историю своего города. Он должен продумать, что показать и как рассказать детям, чтобы они заинтересовались, увлеклись, чтобы у них создавались яркие впечатления о своей малой родине, и появилось желание узнать о ней больше. С детских лет необходимо формировать уважительное отношение к труду людей, с уважением относиться к ветеранам войны и труда, старшим людям. Знания о различных профессиях, возможностях проявить свое мужество и героизм вдохновляют детей, воспитывают в них стремление, служить людям и Отечеству. Если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности к родному дому, то, с помощью компетентной педагогической работы, со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране, ведь главное в патриотическом воспитании – это посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, дому и семье, к истории и культуре своей страны. 13 марта 2017 в 13:32
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.